Мой сайт

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 29 » Доклад о елене колесовой. Конференция "Лицейское образование: вчера, сегодня, завтра"
08:00

Доклад о елене колесовой. Конференция "Лицейское образование: вчера, сегодня, завтра"





доклад о елене колесовой
Приказ о проведении конференции Департамента образования городам Москвы.


Информация о мероприятиях конференции:

Материалы пленарного заседания:

Круглый стол "История и традиции лицейского образования", 20 октября на факультете педагогики и психологии МПГУ

20 октября 2011 года в конференц-зале факультета педагогики и психологии МПГУ в рамках конференции «Лицейское образование: вчера, сегодня, завтра», посвященной 200-летию лицейского образования в России, прошел круглый стол «История и традиции лицейского образования».


Проблематика круглого стола охватывала такие вопросы как становление лицейского образования в Европе, история дореволюционных лицеев в России, педагогика лицеев XIXвека, учителя и ученики лицеев XIX века, роль лицеев в истории России, становление лицейского образования в новой России, лицейские традиции в отечественном образовании, педагогические принципы лицейского образования, лицей как модель авторской школы и педагогической лаборатории, лицейское образование сегодня: между традициями и инновациями.

Перед началом круглого стола демонстрировался фильм «Юность поэта» (реж. Абрам Народицкий), снятый в 1937 году к 100—летию со дня смерти А.С. Пушкина. Этот биографический фильм посвящен Пушкину-лицеисту. Фильм передает историческое видение атмосферы Царскосельского лицея. При этом смысловые акценты явно подвержены идеологическим доминантам 1930-х годов. Отталкиваясь от этого культурного образа, ведущий круглого стола профессор, зав. кафедрой психологии образования МПГУ Алексей Сергеевич Обухов, начал свое выступление «Лицей как культурное сообщество педагогов и учащихся: исторические образцы и современная практика». В докладе делался акцент на том, что прочтение образа Царскосельского лицея, особенно первых лет его существования, жизни первого класса, роли первых директоров (В.Ф. Малиновского и Е.А. Энгельгардта) и коллектива педагогов в становлении лицейских традиций, прочитывается и создается во многом как смысловая метафора, актуальная именно для данной эпохи, социальной ситуации развития. При этом, ряд ключевых культурных образов, заложенных в «духе лицея», удерживаемом «лицейским братством», были определены именно в первые годы существования лицейского образования в России (лицей как колыбель романтизма, свободы, братства; лицей как авторская школа и педагогическая лаборатория; лицей как условие инициирования творчества и свободомыслия; нравственные ориентиры воспитания и образования; корректная дистанция между учителями и учениками при создании атмосферы братства интеллигентных людей и др.) и продолжают оставаться значимыми ориентирами для развития лицеев и сегодня.

Среди наиболее актуальных смысловых ориентиров развития культурного сообщества учителей и учеников в современных лицеях были выделены: опора на деятельностную основу построения образования; академизм в построении обучения; творчество в построении воспитания; приоритет содержания перед формой; диалогичность в системе коммуникации; развитие с опорой на лучшие культурные традиции поиска и построения новаций.

Как значимые смысловые ориентиры нынешних лицеев для развития в будущем были выделены следующие принципы: «развитие уникальной личности в уникальной ситуации» – создание индивидуальной образовательной траектории на основе учета индивидуальных потенциалов учащегося, возрастно-нормативной модели развития, задач развития субъектности; «обучение из первых рук»– создание полипрофессионального образовательного коллектива через привлечение ведущих специалистов (профессионалов) в различных сферах деятельности как носителей культурных норм деятельности и образцов результативности; «развитие развивающей среды» – построение обогащенной и постоянно обновляющейся образовательной среды (материальной, технологической, дидактической, методической), позволяющей развивать потенциалы учащихся (физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, творческие) через реализацию продуктивных видов деятельности с учетом их интересов, возможностей, устремлений; «познание в соприкосновение с действительностью» – организация учебного процесса в соответствующих природных, культурных, языковых пространствах (система учебных и исследовательских выездов и экспедиций, международных школ, музейной педагогики и т.д.); «инновации как основа образования» – привлечение последних технологических разработок, программного обеспечения, информационных средств и ресурсов в образовательных процесс и продуктивные виды деятельности.

Историческую линию докладов продолжила профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования МПГУ Алла Константиновна Колесова выступлением на тему «Культурная жизнь в дореволюционных лицеях». Изначальный тезис ее выступления отталкивался от идеи «Из истории нельзя пересадить кустик». Сейчас другой исторический и культурный контекст и поэтому происходят другие процессы. Но исторические связки и культурные метафоры дают обширное пространство для размышления. Основное внимание в докладе было уделено проявлениям культурной жизни (в первую очередь через литературное творчество) в лицеях дореволюционной России в сравнении с теми бытийными вопросами, которые актуальны для нынешней молодежи. Приводились содержательные примеры из лицейской жизни А.С. Пушкина и его класса в Царскосельском лицее, М.В. Гоголя в Нежинском лицее; затрагивались особенности культурной жизни Ришельевского, Волынского, Демидовского, Катковского лицеев. Акцент делался на смещение насыщенной литературной жизни лицеистов на увлечение науками. Яркое выступление профессора А.К. Колесовой завершалось ключевым тезисом «Вопрос не сколько мы даем – а сколько пробуждаем!». Педагог же должен быть настолько интересен сам по себе, чтобы ученик сам хотел бы задать ему вопрос.

профессор А.К. Колесова

Учитель истории и обществознания ГОУ ЦО №1420 Наталья Владимировна Белова сделал доклад на тему «Лицейские традиции в отечественном образовании». В ее выступлении была проведена линия рассуждения, что значима на сама табличка «лицей», а то культурное и образовательное пространство, которое создается в школе – та творческая атмосфера, возможность думать, мыслить, действовать, которая существует в школе. В Царскосельском лицее изначально стремились создать основу для развития гармоничной личности и именно этот ориентир значим для современного образования. Особе внимание в докладе было уделено вопросам нравственного воспитания и как его можно осуществлять в современных социокультурных условиях (на примере ЦО №1420). Были представлены наработки педагогического коллектива центра образования.

Историческую линию докладов завершил Олег Николаевич Тимохов, методист ресурсного центра «Школьная пресса» Московского культурологического лицея №1310 и журнала «Лицейское и гимназическое образование» выступлением на тему «Обзора изданий ЛГО: продолжение 200-летней традиции детских рукописных журналов и методических копилок педагогов». Было показано как последовательная система действия, с опорой на традиции рукописных журналов Царскосельского лицея, привели Московский культурологический лицей от первых опытов рукописных изданий к появлению различных изданий и сетевым проектам, с которыми можно познакомиться на портале школьной прессы. На конкретных примерах и вехах современной истории Московского культурологического лицея было показано как выстраивался профиль образования в этом лицее.

О.Н. Тимохов

Вторая часть докладов была представлена выступлениями руководителей современных лицеев. Доклад директора ГОУ лицей № 1575, к.э.н. Ирины Ивановны Бобровой «Инновации и качество лицейского образования: идеи, опыт, практика» был представлен ее заместителями Ольгой Александровной Ермаковой и Еленой Петровной Махотиной. Опыт лицея обобщен в книге, изданной к пятилетию лицея, которая также была представлена на круглом столе.

О.А. Ермакова

Директор ГОУ лицей №1547 Ольга Николаевна Курочкина в докладе«Создание в лицее № 1547 образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала» представила основные направления жизнедеятельности лицея и продемонстрировала визитную карточку лицея.

О.Н. Курочкина

Директор ГОУ лицей № 1511 при МИФИ, к.ф.-м.н. Сергей Олегович Елютин в докладе «Проблемы и перспективы в организации взаимодействия в системе лицей-вуз» показал наработки и опыт продуктивного взаимодействия лицея с МИФИ с целью развития естественно-научной и технической подготовки лицеистов, подготовку их к органичному вхождению в систему высшего образования в области передовых технологий. Особое внимание было уделено проблеме подготовки учителей физики и математики для лицейского образования.

С.О. Елютин

Третья часть докладов, обсужденных на круглом столе, отражала предметные наработки и практику работы педагогов современных лицеев.

Учитель биологии и экологии ГОУ лицей №1525 «Воробьевы горы», к.п.н., магистр экологии и природопользования Александр Викторович Колосковв докладе «Опыт организации и перспективы учебно-исследовательской работы лицеистов в области космической биологии» показал историю развития и перспективы работы с лицеистами в рамках проекта «Эксперимент в Космосе».

А.В. Колосков

Учитель английского языка ГОУ лицей №1501 Гаянэ Акоповна Казарян в докладе «Особенности методов преподавания английского языка в лицее» рассказала об особенностях преподавания иностранного языка в лицейском образовании технической направленности.

Г.А. Казарян

В дискуссии приняли участие директора, зам. директора, педагоги лицеев № 1310, 1501, 1511, 1525, 1537, 1547, 1553, 1575, 1577, 1594, 1580, 1598, ГОУ СОШ № 327, 329, 961, 978, ЦО № 1420, 1424, а также сотрудники ОУМЦ СВАО, НМЦ ЮВАО, МГДД(Ю)Т, профессора, доценты, аспиранты, магистранты и студенты факультета педагогики и психологии МПГУ. Всего в круглом столе приняло участи около 50 человек.

В рамках проведения конференции прошла выставка изданий, которые отражали историю лицеев, теоретические и методические наработки руководителей и учителей лицеев, отражающие опыт развития лицеев на разных исторических этапах, в том числе за последние 20 лет, исследовательские и творческие работы лицеистов, издания лицеев, в том числе журналы «Лицейское и гимназическое образование», «Исследователь/Researcher», альманах «Четвертной» и др.


Круглый стол поддержал идею необходимости издания сборника по итогам конференции. Но главный акцент был сделан на необходимости отстаивания сохранения и развития лицеев как особого типа образовательных учреждений, определяющих ключевые векторы развития модернизации и инноваций в системе образования в целом. В качестве предложения была высказана идея организации Ассоциации лицейского образования, которая способствовала бы объединению и координации усилий лицеев по отстаиванию общих интересов в различных официальных инстанциях, а также развитию лицейского образования в будущем.

Круглый стол завершился просмотром фильма «Ступени», снятого пять лет назад к 15-летию лицея №1553 «Лицей на Донской».



Источник: fpp-mpsu.ru
Просмотров: 1306 | Добавил: mestedient | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031