Мой сайт

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 15 » Мезенская роспись лошадь. Самобытные ремесленные центры в республике Коми
00:58

Мезенская роспись лошадь. Самобытные ремесленные центры в республике Коми





Введение.

В республике Коми издревле занимались различными ремёслами. Это различные виды росписи: Мезенская, Удорская, Пижемская, Вычеготская.

Подробнее рассмотри виды росписи, используемые в дкорировании, и районы где они распространены.Коми мастера нередко участвуют в различных выставках народного творчества. Этому способствуют различные организации, такие как Коми ремесленная палата.

Обобщающие исследования по крестьянской росписи Севера, Урала и Прикамья, в частности, опыт картографирования, показывают, что наименее изученной в этом плане остается территория Коми края, за исключением бассейна реки Печора.

Материалы, опубликованные в работах Н.С.Королевой и Л.С.Грибовой, а так же изучение фондов Национального краеведческого музея (г.Сыктывкар), Российского этнографического музея (г.С-Петербург) и результаты полевых исследований 1989-1995 годов на территории Республики Коми позволяют предварительно выделить несколько условных «центров» по росписи у коми:

Мезенская роспись.

Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

История возникновения Мезенской росписи.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”.

Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Происхождение Мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Хотя промысел в с. Палащелье Лешуконского района возник довольно поздно, древность сюжетов и самой техники росписи на прялках и других деревянных изделиях несомненна. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки Мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями.

Распространение Мезенской росписи.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Ареал Мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке – бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень.

Тематика, элементы, сюжетный рисунок в Мезенской росписи.

На берегах Белого моря и Онежского озера найдены наскальные изображения, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции…

Прялки украшенные Мезенской росписью.

В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно увидеть на прялках лодки и корабли. Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся. Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с семеричным строением мира. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем – птицы.

Вероятно, ярусы соответствовали трем мирам – подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.

Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.

Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

Самый распространенный сюжет прялок – это кони. Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко, следуют друг за другом.

Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли сажей. Мезенская роспись отличается от других видов росписи. В ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами.

Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица – она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.

Вычегодская роспись

Вычегодская роспись берёт своё название от мест её распространения – бассейна реки Вычегда. В бассейне Вычегды к крупным центрам по производству расписной деревянной утвари могут быть отнесены села Дон, Керчомъя, Ниж. Вочь, Ручь и Вомын.

Тематика, элементы, сюжетный рисунок в Вычегодской росписи.

Вычегодские мастера - плотники, столяры и набойщики по тканям - покрывали росписью интерьеры изб, мебель, ткацкие станы, льнотрепала, прялки и деревянную посуду. Роспись выполнялась в свободно-кистевой технике с использованием контурных приемов нанесения орнамента. Поверхность изделия предварительно покрывалась плотным слоем краски, как правило, мягкой тональности (красной, оранжевой, коричневой, темно-синей) - создавался фон, на который орнаментальная композиция наносилась черной, белой, голубой, желтой и зеленой красками ярких оттенков. Стены и двери жилых помещений, сундуки, дуги, туеса и деревянные ковши покрывались растительным орнаментом (композиции из стилизованных изображений цветов, деревьев), а орудия ткачества и прядения - геометрическим. Если роспись сочеталась с резьбой, то элементы резного орнамента (многолучевая розетка, круг, косой крест, треугольник и т. д.) оттенялись красками контрастных с фоном цветов.

Верхневычегодская роспись.

Характеризуя верхневычегодскую роспись, Н.С.Королёва отмечает: "По технике письма, орнаментации, колориту и общему эмоциональному строю эта роспись существенно отличается от росписи русского Севера и Урала. Территория, на которой прослеживается эта роспись, представляет собой совершенно самостоятельный и значительный локальный центр, позволяющий замкнуть общую цепочку северных и уральских росписей.

Нижневычегодская роспись.

Л.С.Грибова выделяет особый, нижневычегодский стиль росписи (некоторые образцы этой росписи представлены на экспозиции Краеведческого музея в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми), который существенно отличался от верхневычегодского: растительные орнаментальные композиции в виде букетов цветов наносились на поверхность деревянных изделий по киноварному или ярко-синему фону красными, желтыми и голубыми красками более светлых тонов. Элементы композиции имеют подчеркнуто округлые формы и контурную обводку чёрной краской. Отметим, что богатейшая коллекция вычегодской росписи (более 30 предметов) была собрана в 1966 году экспедицией, возгавляемой М.А.Браун, и хранится в настоящее время в фондах Российского Этнографического Музея.

Удорская роспись

В этнографической и искусствоведческой литературе неоднократно упоминалось о бытовании в прошлом самобытной росписи по дереву у удорских коми.

Прялки, расписанные Удорской росписью

При рассмотрении стиля удорской росписи особый интерес представляют расписные прялки. Местные жители до настоящего времени различают два типа прялок: "Пирога козяль" или "Ладья козяль" - веслообразная прялка, близкая по форме и стилю росписи карельским и поморским прялкам. Лопасть такой прялки чуть расширена в центре и симметрично заужена книзу и к вершине, заканчивающейся продолговатой главкой. В месте перехода плоскости лопасти в стройную четырехгранную ножку, вырезано округлое утолщение, симметричное главке на вершине лопасти. Веслообразные прялки расписывались в свободно-кистевой технике геометрическим орнаментом, который наносился земляными и масляными красками 2-3 цветов. Внутренняя сторона лопасти имела трехчастную композицию, нередко, обозначавшуюся поперечными линиями. Наверху и внизу лопасть украшалась сильно вытянутыми сердцевидными завитками; на главке и округлом утолщении ножки - разноцветными восьмилучевыми розетками. На внешней стороне лопасти наносился сложный по композиции геометрический узор из восьми-шестилучевых розеток. Ножка прялки расписывалась "елочным" двухцветным орнаментом. В селах на Вашке старожилы определяют этот тип прялок как "коренной козяль" (в значении "местная" или "здешняя" прялка) и считают наиболее архаичной по форме и орнаментации.

Параллель между Мезенской и Удорской росписью.

"Пиня козяль" - лопатообразная прялка, обрамленная на вершине лопасти 3-7 фигурными главками. Расписывались эти прялки в беглой штриховой манере по типу мезенских, однако, по мнению коми информантов из сел, расположенных по реке Вашка, существенно отличаются от последних по ряду признаков. Их поверхность более плотно покрыта графическим орнаментом; на удорских прялках отсутствуют стесы на гранях основания лопасти, а на лицевой стороне лопасти в росписи нарушен "мезенский канон" - в трехярусной композиции отсутствует верхний зооморфный ряд (как отмечают информанты - "нет ряда оленей на верху"). В сюжетной росписи на удорских прялках этого типа встречаются композиции и образы не характерные для мезенской росписи. По мнению старожилов "пиня козяль" появились на Удоре значительно позже "пирога козяль". Бассейн реки Вашка является пограничным с территориями Архангельской губерниии, где ко второй половине XIX века сформировались такие известные центры северо-русской росписи как: село Палощелье на реке Мезень, села Нижняя Тойма, Пучуга, Ракулка и Верхняя Уфтюга на Северной Двине, села Согра и Нюхча на реке Пинега. В исследованиях Л.Н.Жеребцова приводятся сви дительства о тесных контактах (в частности, о родственных связях) ваш кинских коми с русскими соседями на Северной Двине, Мезени и Пинеге.

Заключение.

Эпоха конца XX – начала XXI века характеризуется рядом кардинальных преобразований в экономическом, культурном и образовательном пространстве России. Реформирование образования, начавшееся на пороге третьего тысячелетия, требует нового содержания, новых подходов к обучению и, как следствие, новых программ, разработка которых осуществляется в ряде образовательных учреждений России и Республики Коми. Подъем национального самосознания, начавшийся в конце XX в., активизировал процессы в области возрождения и сохранения национальных культурных традиций. В Государственные образовательные стандарты учебных заведений включен региональный компонент, в задачи которого входит знакомство с богатством национальной культуры, художественными традициями.

Список источников.

  1. StranaMasterov.ru/node/48480
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Мезенская_роспись...
  3. www.komi.com/Folk/komi/222.htm...
  4. dekor.nm.ru/Mezedic.academic.ru/...
  5. dic.nsf/enc3p/193954 n/Mezen.htm...
  6. u.wikipedia.org/wiki/Соль_Вычегодская...


Источник: wiki.kgpi.ru
Просмотров: 1659 | Добавил: mestedient | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031