Мой сайт

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 14 » Собирательные образы разных народов. «В каждом персонаже — частичка моего опыта»
13:48

Собирательные образы разных народов. «В каждом персонаже — частичка моего опыта»





собирательные образы разных народов

Здравствуйте, редакция! В вашей рубрике «Русский вопрос» я уже несколько лет читаю статьи Александра Лапина. Это один из немногих авторов, который честно говорит о проблеме межнациональных отношений в России. Но недавно мне попалась заметка, в которой говорится, что Лапин получил литературную премию за роман «Русский крест». Получается, он ещё и писатель? Как говорилось в одной старой рекламе: «А мужики-то не знают». Хочу пожелать Александру Лапину дальнейших успехов, а заодно узнать, над чем ещё он сейчас работает.

Сергей Дмитриенко, г. Воронеж.

Уважаемые читатели! Наша рубрика «Русский вопрос» стала итогом многолетних наблюдений Александра Лапина за взаимоотношениями разных народов как в составе СССР, так и в постсоветской России. А материала для выводов и обобщений у Александра Алексеевича с избытком. Достаточно хотя бы напомнить, что он был собкором «Комсомолки» в Казахстане, откуда его в период развала Союза фактически выслали за слишком резкие статьи в поддержку русского населения.

Помимо журналистики Лапин проявил себя и как организатор собственного издательского дела — наладил выпуск независимых еженедельников по всему Черноземью и в других регионах.

Но, как признаётся сам автор, главной в жизни для него сейчас является писательская деятельность. Сегодня член Союза писателей России Александр Лапин живёт в селе Сенное Рамонского района Воронежской области, где и работает над своим романом из пяти книг «Русский крест». Автор уже опубликовал три тома и сейчас завершает следующую часть.

В июле Александр Лапин за «Русский крест» был удостоен международной литературной премии имени Валентина Пикуля в номинации «За романы и публицистические произведения, продолжающие традиции русской исторической прозы». Кстати, это уже вторая награда в 2013 году. В апреле он получил премию в литературном конкурсе «Русский позитив».

Книга уже есть в продаже, и при желании вы можете с ней познакомиться. А мы сегодня публикуем интервью с самим Александром Лапиным, который рассказывает о своём литературном творчестве. И возможно, для многих наших читателей, казалось бы, хорошо знакомый автор раскроется ещё и с этой неожиданной стороны.

«Современную литературу во многом делают торговцы»

Александр Алексеевич, как произошёл переход в вашем творчестве от журналистики к литературе?

— Наверное, каждый настоящий журналист мечтает создать нетленку. Что-то вечное. Так строители стремятся оставить после себя мосты или дворцы, учёные — открытия. А мы, как люди пишущие, хотим оставить книги. Плюс у каждого человека свой внутренний долг. Не выполнил его — и чувствуешь, что не совсем состоялся. Так и для меня писательство — высшая форма духовного проявления. Осмысления своей жизни. На рубеже веков мы проживали очень интересный исторический период. Распад великой империи… Радикальная смена культурного, экономического, политического строя. И пройти мимо, не описав эту грандиозную эпоху, было невозможно.

— Почему выбрали именно форму романа, а не, скажем, документальной книги воспоминаний?

— Я не сочинял произведение какого-то конкретного жанра. Просто хотел рассказать о своём поколении, товарищах. Но когда написал первую книгу — про юность героев, встал вопрос: а про армию? Институт? Пришлось рассказать и об этом. А так как ничего из происходящего не выдумывал, то получился типичный персонаж, узнаваемый. Родилась вторая книга. А дальше серьёзные вещи на сломе эпох — гласность, восстания... Написал третью. Жизнь вперёд пошла — время «бури и натиска», как я его называю. Тоже было интересно. Так всё и собралось.

Что касается воспоминаний, то в этом жанре, конечно, можно изложить свою судьбу. А вот когда хочешь показать уже судьбу поколения — начинаешь рассказывать о том, что происходило со многими нашими людьми. И тогда постановка вопроса сама разворачивает тебя в сторону романа.

— Учитывая, что память об описываемых временах ещё свежа и единого мнения о событиях тех лет пока не сложилось, можно ли назвать благодарным занятием создание книги о них?

— Я о благодарности не думаю. Было важно рассказать о грандиозных событиях, которые начались в 90-х и продолжаются сейчас. Предыдущий раз смена общественного строя такого масштаба случилась две тысячи лет назад, во время падения Римской империи. Нечто подобное произошло и в России. Но в литературе пока адекватно не отразилось.

— В чём вы видите причину литературной невостребованности столь яркого материала из новейшей истории?

— Будем говорить честно: современную литературу во многом делают не писатели, а торговцы. Что продаётся, то и пишут. То есть пишут-то, может быть, и другое, гениальное и потрясающее, но боюсь, эти плоды трудов мы не скоро увидим. Настоящая литература нужна читателям, но не издателям. Мне в этом смысле проще. Для меня писательство не основная деятельность. Я не живу с книг. Не связан с издательствами, никому не должен. Поэтому мне можно спокойно обо всём поразмыслить. Я самодостаточный человек.

— А почему наша действительность отображается в современной литературе часто в очень тёмных тонах?

— Дегенерация общества, которая так живо описывается в современной российской литературе, связана с тем, что многие авторы живут именно в столице. В этом Вавилоне XXI века собрано, с одной стороны, всё самое сильное, динамичное, а с другой — всё самое искушающее и унижающее человека. Так что люди пишут о той жизни, которую видят за окном. Но жизнь эта искусственная.

А есть ещё страна, в которой люди живут по-иному. У них нет гигантских денег. Нет возможности украсть их, у них жизнь не выморочная, а настоящая — со своими страстями, взлётами и падениями. И героями страна полна, только их нигде не показывают. Я вижу их каждый день. В какой-то момент они растерялись, но не сломались, встали и начали пахать. Романов о них никто не пишет. Поэтому я хочу в своей книге хотя бы частично отдать им дань уважения.

«Написал о том, каким стал советский человек»

— Как вы создавали своего главного героя и насколько этот образ можно назвать автопортретом?

— Никакой уникальной судьбы я не описал. Всё, что происходит с главным героем и его друзьями, за годы советской власти случалось с десятками миллионов: школа с красными звёздочками и галстуками, армия, институт, работа… А потом Союз рухнул. Миллионы русских немцев уехали на родину. Миллионы вчерашних советских людей взялись за предпринимательство. Миллионы потерялись, спились. Обо всех этих людях я и пишу. Мне всегда было интересно жить на свете. Так что в каждом персонаже — частичка моего опыта, и все они плод моих размышлений, хотя что-то, разумеется, списывается с реальных прототипов. В конечном счёте все четыре героя — собирательные образы. Я писал книгу о советском человеке. Каким он был, о чём мечтал, что с ним произошло, каким он стал, как началось осознание корней и возвращение к традициям...

— Способна ли литература вообще помочь людям, подсказать им верный жизненный путь?

— Никто не может жить чужим умом. У каждого своя жизнь и своя судьба. Поэтому в каком-то конкретном случае никакая книга никому не поможет. А вот если говорить в целом, то книги делают людей мудрее. Сам я сейчас стараюсь меньше смотреть телевизор, а больше читать. Если книга написана талантливым автором — в тебя вливается чистая энергия писателя. А из ящика льются в основном нечистоты. И ты не напитываешься энергией, а тратишь её. Возвращаясь к моим книгам, могу сказать, что пишу их для думающих людей. И поэтому надеюсь, что они тоже кому-то помогают жить.

Андрей ВАСИЛЬЕВ.



Источник: newspaper.moe-online.ru
Просмотров: 739 | Добавил: mestedient | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031