Мой сайт

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 1 » Византия рождество христово. ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
00:33

Византия рождество христово. ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА





византия рождество христово

Беседу об иконографии Рождества Христова хочу предварить отрывком из проповеди на этот праздник архимандрита ИАННУАРИЯ (в самом деле, только архимандрит с ТАКИМ именем мог лучше всех сказать о Рождестве-Новолетии – действительно, все складывается один к одному, как кусочки мозаики).

«… Есть несколько тайн, которые недоступны были, недоступны суть и не будут доступны никакой человеческой науке. Первая из этих тайн – этого основание всего нашего космоса, основание нашего мира. Кто, когда сможет доказать, почему и как произошел наш мир? Это невозможно сделать, чисто логически невозможно. Вторая тайна – это возникновение жизни в уже имеющемся нашем мире. И третья тайна – это появление сознания в жизни этого мира, т.е. появление человека. Все эти три тайны, связаны между собой действием Божиим в этом мире, с тем действием, которое мы называем чудесным, творческим действием. Но превосходит все эти три чуда, тайны, четвертая тайна – тайна Рождества Христова (выделено мною – М.К.), когда не человек в своем мнимом, гордом величии возомнил себя богом, но когда Бог в Своей любви к Своему творению снизошел в этот мир и стал Человеком. Не человек стал богом, а Бог стал Человеком. Бог из Своей вечности, из Своей неприступной дали, из Своей бесконечности воплотился и вочеловечился в маленьком, слабом Младенце. Он родился, как человек. Он родился Человеком. Так началась земная жизнь совершенно нового Божественного Творения – Богочеловека Иисуса Христа, в Которого веруют все христиане, в Котором соединяются все христиане, в Котором они обретают жизнь этого нового творения – богочеловеческую жизнь. Произошло событие, которое по своему значению не уступает, а, пожалуй, больше творения мира, жизни и человека. <…> Это день великой радости – радости соединения земного с небесным, великого счастья того, что в этой земной юдоли человек хотя и страдает, но его ожидает счастье бессмертия, счастье соединения с Богом в грядущем».

Добавим: и уже сейчас, в этой жизни – в Церкви, в Евхаристии; поэтому, как говорилось в изначальном переводе Символа веры на славянский язык, «Егоже Царствию НЕСТЬ конца», то есть, «нет и не будет», а не просто «не будет конца», т.к. Царствие Божие уже началось с приходом в мир Сына Божия, Который родился в Вифлееме две тысячи лет назад как человеческий Младенец, получивший имя Иисус. Родился, чтобы «восставить человека», вернуть ему достоинство первозданного Адама, ибо только такие люди могут наследовать Его Царство.

Иконография праздника Рождества Христова точно отражает изложенные в двух Евангелиях – от Матфея и Луки – события, которые всем известны, а потому излагать их здесь не имеет смысла. Однако, они, как правило, дополнены подробностями, взятыми из апокрифических Евангелий, в частности, из Книги Иосифа Плотника, которые будут указаны по ходу изложения.

Как известно, праздник Рождества Христова как событие воплощения Сына Божия и нашего Спасителя в мир, как и праздник Воскресения Христова, отмечался уже первыми христианами и нашел отражение в самом раннем христианском искусстве – в стенописях римских катакомб. Самое раннее изображение Божией Матери с Новорожденным Младенцем Христом – это фреска 3 века (примерно 240 г.) на своде аркосолия в катакомбах Присциллы:



Вот еще одно из ранних изображений Марии с Младенцем (тоже из катакомб Присциллы, 2 половина 3 в.) – здесь Она без головного покрывала, что должно указывать на Ее девственность. Интересно также, что и здесь Младенец - голенький:



Чуть позднее композиция сидящей Богородицы с Младенцем получила развитие в более подробной композиции поклонения волхвов. Почему не пастухов? Потому что первым христианам важнее была именно царственная, божественная сторона Новорожденного. Его Пречистая Мать восседает на царственном престоле. Однако, дело, может быть, и в том, что в Риме в это время еще не знали Евангелия от Луки, где говорится только о пастухах и ничего не говорится о волхвах, но знали Евангелие от Матфея, где говорится только о волхвах и ничего – о пастухах, о путешествии Святого Семейства в Вифлеем и о рождении Иисуса в пещере.



(Отредактировано автором: 07 Января, 2012 - 04:13:35)



Источник: theatron.byzantion.ru
Просмотров: 525 | Добавил: mestedient | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031